Совет министров Беларуси принял постановление № 754 «О тарифах на риэлтерские услуги». Что меняется?
12.11.2023С 1 апреля 2008 года в Беларуси действовал порядок оплаты риэлтерских услуг, утвержденный постановлением Совета министров Республики Беларусь от 14 марта 2008 года № 386 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 июля 2009 № 957). Если до вступления в силу постановления № 386 при совершении сделки купли-продажи недвижимости чаще всего комплексную услугу агентства недвижимости оплачивал покупатель, то с момента вступления в силу данного документа эта обязанность возложена на продавца. Согласно ранее действовавшему постановлению, плата за комплексную услугу агентства производилась в размере 1−3% в зависимости от стоимости объекта недвижимости, указанной в договоре купли-продажи.
Повлияет ли новый документ на сокращение доходов агентств недвижимости? По всей видимости, нет. Скорее всего, покупатели для страхования своих рисков будут обращаться за дополнительными услугами в другие риэлтерские компании. То есть по сделке будут работать два агентства. Одно — с продавцом, другое — с покупателем. Ведь прямого запрета на то, чтобы покупатель не мог обратиться за риэлтерской услугой, нет. Хотя в проекте постановления он был. Министерство юстиции уже не один год говорит о том, что нельзя потребителя понуждать к заключению договора. Это на самом деле так. Но покупатели сами хотят заключить договор. Они прекрасно понимают, что покупают не булку хлеба. Покупка квартиры — это очень существенное, пожалуй, самое важное и дорогое в жизни человека приобретение. Поэтому здравый смысл восторжествовал. В ходе работы над документом различных министерств, ведомств и при участии самих риэлтеров, этот запрет был снят. Тем не менее, данное нововведение осложнит работу агентств.
Министерство юстиции всегда настаивало на том, что риэлторские организации не могут оказывать одни и те же услуги двум сторонам по сделке. И с этим трудно спорить. Это логично. Наша позиция заключается в том, что хоть услуги и называются одинаково, но их суть разная для продавца и покупателя. Для того, чтобы выйти из этой коллизии, мы предлагали ввести и тарифицировать иные услуги, пользующиеся реальным спросом у покупателя. Например, это услуги по проверке истории объекта, сопровождению покупателей с кредитными средствами, при покупке объектов в лизинг, использованию материнского капитала, снятию с регистрации бывших собственников, освобождению объекта, контролю за оплатой коммунальных платежей бывшими собственниками. Но, к сожалению, наши предложения и возражения не были учтены. Хотя эти услуги всегда были и будут востребованы покупателями.